 |
Александр Красавин: «Многофункциональные комплексы, состоящие из десятков тысяч квадратных метров и рассчитанные на единовременное пребывание тысяч людей, должны проектироваться под контролем государства»
Такое заявление начальник управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России сделал на конференции «Пожарная безопасность уникальных и сложных объектов: особенности проектирования противопожарной защиты, строительство, эксплуатация. Техническое регулирование», подчеркнув, что перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, установленный сегодня Градостроительным кодексом Российской Федерации, необходимо расширить и включить в него дополнительные категории с учетом требований пожарной безопасности.
По мнению Александра Красавина, к вопросам обеспечения пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей на стадии проектирования нужно подходить комплексно, обеспечив участие государства на протяжении всего жизненного цикла объектов. Для этого необходимо внести изменения в статью 48.1 Градостроительного кодекса, определяющую перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе на федеральном уровне. В настоящее время в перечне отсутствуют здания и сооружения гражданского назначения, которые нередко могут быть самыми опасными для человека с точки зрения их пожарной безопасности. Еще более актуальной проблема становится, когда в проекте содержатся отступления от требований пожарной безопасности сводов правил, включенных в добровольные перечни к техническим регламентам. Тем не менее, государство такие объекты на стадии проектирования не контролирует. Вопросы обеспечения пожарной безопасности в данном случае полностью отданы негосударственным экспертным организациям.
Аналогичная ситуация возникает и с уникальными объектами, - кодекс не относит к ним гигантские многофункциональные комплексы, состоящие из десятков тысяч квадратных метров и рассчитанные на единовременное пребывание многих тысяч людей. Для получения разрешения на строительство объектов, по масштабам зачастую сопоставимых с целым городом, также достаточно получения заключения негосударственной экспертизы.
«Я ни в коей мере не хочу ставить под сомнение профессионализм негосударственных экспертных организаций, но, тем не менее, контроль со стороны государства за правильностью и обоснованностью принятых решений на стадии проектирования подобных объектов необходим, наверное, ничуть не меньше чем в отношении многих других категорий объектов, подлежащих исключительно государственной экспертизе», - уверен начальник управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин.
С целью обеспечения пожарной безопасности на всем протяжении жизненного цикла объектов с массовым пребыванием людей Александр Красавин предлагает рассмотреть возможность корректировки Перечня особо опасных и уникальных объектов, включив в него дополнительные категории, такие, как «объекты с массовым пребыванием людей» и «объекты, запроектированные по индивидуальным нормативам в соответствии с требованиями СТУ». В этом случае сложнейшие вопросы обеспечения их пожарной безопасности будут находиться под государственным контролем на стадии проектирования.
Также в ходе своего доклада представитель Главгосэкспертизы России обратил внимание слушателей на низкую эффективность актуализации нормативных актов, проводимой в целях устранения существующих сложностей по вопросам пожарной безопасности. Ежегодно разрабатывается и обновляется большое количество сводов правил, но актуализированным нормативам не придается полноценный статус. Своды правил обновлены, но в приоритете остаются их старые редакции, включенные в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий. Так как данный Перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации в 2014 году, то есть почти пять лет назад, на правоприменительную практику актуализация влияет мало.
«Кроме того, как показывает практика, актуализация зачастую не решает проблему тех требований, на которых как раз и спотыкаются проектировщики, и из-за которых регулярно вынуждены разрабатывать специальные технические условия. Хотя, конечно, на решение подобных проблемных требований и должна быть, в первую очередь, направлена актуализация», - констатировал Александр Красавин.
С внедрением риск-ориентированного подхода на стадии проектирования также нередко возникают сложности. Используемые сегодня методики не учитывают материальные риски, и не позволяют обосновывать отступления от многих требований нормативных документов, включенных в добровольные перечни к техническим регламентам. При этом отсутствие необходимых методик не может быть компенсировано одними только расчетами риска, пусть даже и посчитанными по имеющимся методикам многократно, - в проекте опасного производственного объекта, руководствуясь требованиями нормативных документов, специалисты часто вынуждены трижды выполнять комплексы сложнейших расчетов по схожим методикам, определяя значения риска в декларации промышленной безопасности, в противопожарных мероприятиях и в разделе ГОЧС. Результатом этого становятся многотомные собрания расчетов промышленного риска, пожарного риска и риска чрезвычайных ситуаций. Правительством Российской Федерации в январе 2019 года был утвержден план мероприятий по «Трансформации делового климата». Учитывая, что в рамках его реализации одна из задач - оптимизация требований к проектной документации, то сложившееся положение дел по данному вопросу также нуждается в пересмотре.
«Если затронуть тему правоприменительной практики, то и здесь есть сложности, характеризующиеся разной трактовкой тех или иных требований специалистами различных ведомств. Для решения проблемных вопросов необходимо эффективное межведомственное взаимодействие, причем как при разработке нормативных документов, так и при их применении. При этом по вопросам пожарной безопасности такое взаимодействие, наверное, не должно ограничиваться только Минстроем и МЧС, поскольку нормативные документы, содержащие требования по вопросам пожарной безопасности, утверждаются также и Минэнерго, и Росстандартом, и другими ведомствами», - заключил Александр Красавин.
Контактное лицо: Пресс-служба
Компания: Главгосэкспертиза России
Добавлен: 00:37, 08.06.2019
Количество просмотров: 336
Страна: Россия
SKY LIFT оснастит новосибирский долгострой современными лифтами, ГК «SKY GRОUP», 06:08, 20.07.2025, Россия134 |
В рамках договора между ООО «Строительный век» (генеральный подрядчик) и компанией SKY LIFT (входит в ГК «SKY GROUP»), производителем лифтового оборудования, в строящемся многоквартирном доме по адресу: ул. Дуси Ковальчук, 378/1 (Заельцовский район, Новосибирск) будут установлены три лифта грузоподъемностью 1000 кг и скоростью 2 м/с. |
В Саратове появится музейно-развлекательный центр «Мир», ООО "Велес-Строй", 05:51, 20.07.2025, Россия138 |  |
В Саратове 4 июля состоялась регистрация права собственности части земель Энгельсского района на территории Парка покорителей космоса за Саратовской областью. Передача участков государству позволяет генеральному подрядчику «Велес-Строй» возобновить работы по реализации федерального популяризаторского проекта Музейно-развлекательного комплекса «Мир». |
SKY GROUP улучшила позиции во Всероссийском рейтинге ЕРЗ, ГК «SKY GRОUP», 20:07, 22.06.2025, Россия249 |
Группа компаний SKY GROUP укрепила свои позиции в рейтинге Единого Реестра Застройщиков (ЕРЗ.РФ) по состоянию на 1 июня 2025 года. Компания второй год подряд занимает 19-е место среди застройщиков Новосибирской области по объему введенного жилья, который с начала года составил 8,66 тыс. м². |
Станут ли квартиры в новостройках дешевле?, АН "Культурная столица", 22:00, 17.02.2025, Россия406 |  |
За прошлый год выдача ипотеки в России упала почти на 40%. Такие данные приводит ДОМ.РФ. По итогам 2024-го россияне получили 1,3 млн займов на жилье на 4,9 трлн рублей, то есть на 37% меньше, чем в 2023 году. |
|
 |