Ребенок с ОВЗ: поступаем в школу, определяем индивидуальные программы, получаем документ об образовании
Какие права на общее образование в России имеют дети с ОВЗ? Как собрать родителям необходимые документы при поступлении такого ребенка в школу и добиться достойных условий обучения? Какие обязанности должна выполнить школа перед детьми с особенностями развития? На ключевые вопросы инклюзивного образования в рамках вебинара «Летней школы управления» Группы компаний «Просвещение» ответила начальник отдела сопровождения реализации ФГОС ГБУ ГППЦ Департамента образования города Москвы Ольга Егупова. С момента принятия в России Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными особенностями здоровья прошло 4 года, однако и у педагогов, и у управленцев, и особенно у родителей остается немало вопросов о возможностях их обучения. Основными являются вопросы доступности и качества образования, прав и обязанностей семей с одной стороны и школы – с другой. С чего начать обучение в школе: справки, форматы и методики Для организации обучения в школе ребенка с ограниченными возможностями потребуются определенные усилия семьи и руководства. Первый шаг – подача заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и заявления на реализацию такого обучения от родителей или законных представителей ребенка в школу. После подписания директором соответствующего приказа с учетом мнений родителей выбирается форма обучения – желание учиться «на дому» должно быть регламентировано исключительно медицинскими документами или документами, разработанными органами исполнительной власти региона. Заключение ПМПК не является основанием для выбора такого образовательного формата. В соответствии с выбранной формой составляется учебный план или индивидуальный образовательный маршрут ученика с учетом психологических и физиологических особенностей ребенка. План состоит из обязательной образовательной части и внеурочной деятельности, которая должна включать коррекционно-развивающую работу. «Родители имеют право как предоставлять в школу заключение центральной либо территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, так и не предоставлять его. Во втором случае ребенку не будет присвоен статус учащегося с ОВЗ. В свою очередь, для директора школы такое заключение является обязательным к исполнению. Школа также должна создать все указанные в заключении необходимые условия обучения для конкретного ребенка – они включают рекомендованные форму, методы и программу обучения. Соответствующие архитектурные удобства и сопровождение помощником, ассистентом или тьютором организовываются при необходимости», – отмечает начальник отдела сопровождения реализации ФГОС ГБУ ГППЦ Департамента образования города Москвы, эксперт Группы компаний «Просвещение» Ольга Егупова. Образовательные программы и сроки обучения Программы обучения для разных категорий «особенных» детей вариативные, они зависят от категории ребенка. В отдельных случаях доминантой при составлении учебного плана выступает не содержание обучения, а необходимые ребенку жизненные компетенции. Однако понижать академическую составляющую школа имеет право только для детей с нарушениями интеллекта. Перевести ребенка на другой вариант программ как более сложных, так и легких, возможно только на основании заключения ПМПК. Новое заключение потребуется и при переходе ребенка на новый уровень образования. Обучение детей с тяжелыми нарушениями имеет ряд особенностей. Независимо от возраста, в котором ученик пришел в школу, обучение длится 13 лет и возраст выпускника может превышать 18-летний. Однако школа обязана реализовать всю образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС. Оценка успеваемости и документ об образовании: нюансы Оценка успеваемости детей с ОВЗ отличается от общеобразовательных стандартов. В инклюзивном образовании существует безоценочный период, когда педагог определяет только усвоение или не усвоение материала у ученика. Категория учащегося определяет и формат документа об общем образовании. Аттестат об образовании получают все дети с ОВЗ. Исключение составляют лишь дети с нарушением интеллекта: таким выпускникам выдают свидетельство об обучении. Документ дает право пройти профессиональную подготовку по определенным специальностям с углубленным изучением отдельных учебных предметов и предметных областей. «Обеспечить доступность и качество образования для детей с ОВЗ – непростая задача и для родителей, и для педагогов, и для руководства школ. При работе с такими детьми учителя должны заниматься повышением квалификации, обучаться нужным методикам и подходам. Директора школ – знать все последние изменения законодательной базы в области "особого" детства, разработать необходимые локальные нормативно-правовые акты, провести систему организационных и методических изменений в школе. Родители же должны четко знать и отстаивать права своего ребенка на образование», – подчеркнула Ольга Егупова. ____________________________________________________________________________________________ Контактная информация для СМИ: Группа компаний «Просвещение» Тел.: 8 (495) 789-30-40, доб. 44-83 E-mail: pressa@prosv.ru http://www.prosv.ru/ _____________________________________________________________________________________________ «Просвещение» работает в сфере образования с 1930 года. Созданное как специализированное издательство учебной литературы, «Просвещение» и сегодня сохраняет лидерские позиции в этом направлении. Продукция издательства представлена во всех школах страны и учителя ежедневно используют продукты и решения «Просвещения». Группа компаний «Просвещение» сегодня – образовательный интегратор, который предлагает региональным органам управления образованием, организациям школьного и дошкольного образования комплексный образовательный продукт. Он включает в себя не только учебники и учебные пособия, но и оборудование для образовательного процесса, методическую поддержку, программы повышения квалификации педагогов и многое другое. Одно из ключевых направлений развития компании – цифровизация системы образования, продуктов и сервисов. Активному развитию направления способствуют созданные в 2017 году проекты для Российской Электронной Школы, Московской Электронной Школы, Академии «Просвещение»: дистанционные курсы повышения квалификации для преподавателей, комплексные проекты образовательного консалтинга в регионах РФ.
Контактное лицо: Елена Е.
Компания: ГК Просвещение
Добавлен: 23:01, 24.07.2019
Количество просмотров: 446
Страна: Россия
15 ноября в Студенческом центре Алтайского государственного аграрного университета состоялась Стартап-сессия молодых технологических предпринимателей «НТИ-ALTAI».
В преддверии празднования Международного дня толерантности, который отмечается во всем мире 16 ноября, кафедра иностранных языков Алтайского государственного аграрного университета провела для студентов онлайн-викторину «Многообразие мировых культур».
Студенты Экономического факультета Алтайского государственного аграрного университета под руководством заведующего кафедрой управления Максима Хорунжина посетили Алтайский шинный комбинат с экскурсией.
16-17 ноября в Барнауле на базе Алтайского государственного аграрного университета пройдет Открытое командное первенство по быстрым шахматам Сибирского федерального округа.
В очередной раз география участников стала еще шире. Экспресс-курс "Управление современной компанией" объединил предпринимателей из Оренбурга, Орска, Соль-Илецка, Новокузнецка и Владивостока!
Студент 4 курса Агрономического факультета Никита Савушкин летнюю производственную практику прошел в компании ООО «Хизара», которая является официальным дилером агродронов XAG в регионе, а также предоставляет услуги сельхозтоваропроизводителям по обработке полей с помощью беспилотников. Об итогах практики Никита рассказал пресс-службе АГАУ.
В конце октября 2024 г. в рамках договора о сотрудничестве Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет посетила делегация преподавателей Ташкентского архитектурно-строительного университета (ТАСУ) из Республики Узбекистан.
Семь предприятий холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех посетили свыше 2000 учащихся из Москвы, Подмосковья, Вологды, Красноярска, Новосибирска и Екатеринбурга. В рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов» школьники и студенты узнали о том, как организована работа на крупных промышленных объектах и познакомились со сложными производственными процессами.
В Самаре состоялся IX Всероссийский молодежный научный форум «Наука будущего – наука молодых», Алтайский государственный аграрный университет на котором представляла аспирант кафедры микробиологии, эпизоотологии, паразитологии и ветеринарно-санитарной экспертизы Александра Петренко