 |
Ученые ИГН АлтГУ раскрыли секреты «Всемирного потопа» Доницетти
Ученые института гуманитарных наук Алтайского государственного университета впервые в истории отечественного музыкознания провели искусствоведческий анализ знаменитой оперы XIX века «Всемирный потоп» Гаэтано Доницетти. Этой работе посвящена развернутая статья во втором номере «Южно-Российского музыкального альманаха» за 2022 год. К жанру «библейской оперы» выдающийся итальянский композитор стиля бельканто обратился в 1830 году. Именно тогда и был написан «Всемирный потоп», имевший огромный успех благодаря кропотливой работе над текстами и филигранной музыкальной составляющей. Изучая архивные документы в фондах Российской государственной библиотеки, разработчик проекта, доцент кафедры искусств ИГН АлтГУ, кандидат искусствоведения Олеся Михайлова выяснила, что концепцию произведения Гаэтано Доницетти разрабатывал самостоятельно и очень тщательно. Составляя план либретто, он работал не только с библейскими текстами, но и с рядом других источников. «Доницетти руководствовался двумя типами источников. Первый связан с богословскими работами, раскрывающими содержательную сторону библейской истории. Это работы богослова XVII века Луи-Исаака Лементра де Саси, известного во всем мире благодаря переводу Библии на французский язык, труды французского аббата XVIII столетия Огюстена Кальме, который, помимо перевода священных текстов и комментариев к ним в 26 томах, написал «Священную Историю Ветхого и Нового Завета и иудеев», - рассказывает Олеся Сергеевна. – Второй тип источников связан с художественным осмыслением событий Великого потопа и, в частности, с личностными драмами отдельных героев, не получивших отражение в Библии. Здесь Доницетти упоминает имевшую в свое время огромный успех поэму Томаса Мура «Любовь ангелов», где центральной темой является любовь ангелов к земным женщинам, которая и послужила причиной Божественного Гнева и последующего наказания Потопом. Такая романтическая интерпретация библейской истории стала возможной из-за вызывающей споры 6-й главы Бытия, в которой рассказывается о браке сыновей Божьих и земных женщин, а также апокрифической «Книги Еноха». Однако, Доницетти отказался от данной сюжетной линии в своей опере и включил в нее лирические драмы земных людей, что было связано, вероятно, с жестким осуждением церковной цензурой указанных литературных произведений». По словам исследователей ИГН АлтГУ, наиболее близким по сюжету и выбору персонажей все же является указанная композитором трагедия «Потоп» (1788) оливетанского монаха-драматурга Франческо Рингьери, которому принадлежит множество драматических произведений на основе сюжетов Священного Писания. Именно на основе драмы Ф. Рингьери Г. Доницетти выстроил мифологическую сюжетную линию своей оперы, позаимствовав и имена некоторых героев. Кроме того, ряд исследователей говорят и о том, что композитор при составлении плана либретто оперы использовал знаменитую пьесу Джорджа Байрона «Небо и земля». «Лирическая драма, введенная композитором в оперу, находится в полном соответствии с жанром светского театрального сочинения, требующего конфликтной сценической драматургии, развивающейся через различные ситуации. Данная фантазия на тему гибели человечества, соотнесенная с подлинной библейской историей, естественно дополняет содержание конфликтного ветхозаветного события, воплощающего тему кары за грехи человечества. Поэтому ведущая роль в либреттной драматургии оперы принадлежит в соответствии с требованиями того времени религиозной концепции», - подытоживает Олеся Михайлова. «Оперы, основанные на ветхозаветных темах, при всем обилии музыковедческих исследований, посвященных воплощению библейской тематики в музыке, остаются наименее изученными произведениями в искусствоведческом плане. Конечно же, это очень богатый для исследовательского анализа материал, в котором ярко проявились принципы взаимодействия различных типов драмы, усложненной религиозно-философской концепцией, - подчеркивает научный руководитель проекта, директор ИГН АлтГУ, доктор искусствоведения, профессор Лариса Ивановна Нехвядович. – Особенность воссоздания библейской истории в опере начала XIX века заключается, прежде всего, в том, что здесь соединяются глобальные проблемы Священного Писания с традиционными качествами итальянской лирико-романтической оперы, что делает эти произведения не только многоплановыми, но и хорошо проработанными в плане общей драматургии и отдельных образов героев. Именно эта особенность, о которой и говорится в исследовании, на мой взгляд, способствует сохранению интереса к библейской опере XIX века и в наши дни». Остается добавить, что исследовательская работа ученых ИГН АлтГУ выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта No 22-28-00551 «Библейский историзм в западноевропейской и русской опере XIX века».
Контактное лицо: Алексей
Компания: Алтайский государственный университет
Добавлен: 22:27, 12.12.2022
Количество просмотров: 373
Страна: Россия
Navicon: рынок ETL/ELT ждет бум искусственного интеллекта и повышение спроса, Navicon, 22:29, 11.08.2025, Россия88 |  |
Эксперты системного интегратора и разработчика Navicon проанализировали рынок платформ данных. Они выяснили, что сегмент ETL/ELT движется в сторону более широкого использования low-code и передовых технологий, а также снижения порога входа для аналитиков и бизнес-пользователей, не обладающих продвинутыми навыками программирования. |
«Телфин» запускает сервис «Скрипты» для контактных центров, Телфин, 23:51, 08.08.2025, Россия281 |
Провайдер коммуникационных сервисов «Телфин» расширяет функциональность виртуальной АТС «Телфин.Офис» и предлагает к подключению сервис «Скрипты», который помогает операторам вести переговоры с клиентами, повышая эффективность общения и увеличивая продажи. |
«СберСпасибо» сменил сервис кадрового ЭДО на HRlink, HRlink, 23:38, 08.08.2025, Россия325 |  |
Центр программ лояльности «СберСпасибо» перевел кадровый электронный документооборот на HRlink. После ухода с рынка первого поставщика КЭДО в 2024 году компания выбрала новый сервис для удобства использования, обеспечив безопасность и широкие функциональные возможности для кадровых специалистов. |
|
 |