 |
Ученые ИГН АлтГУ раскрыли секреты «Всемирного потопа» Доницетти
Ученые института гуманитарных наук Алтайского государственного университета впервые в истории отечественного музыкознания провели искусствоведческий анализ знаменитой оперы XIX века «Всемирный потоп» Гаэтано Доницетти. Этой работе посвящена развернутая статья во втором номере «Южно-Российского музыкального альманаха» за 2022 год. К жанру «библейской оперы» выдающийся итальянский композитор стиля бельканто обратился в 1830 году. Именно тогда и был написан «Всемирный потоп», имевший огромный успех благодаря кропотливой работе над текстами и филигранной музыкальной составляющей. Изучая архивные документы в фондах Российской государственной библиотеки, разработчик проекта, доцент кафедры искусств ИГН АлтГУ, кандидат искусствоведения Олеся Михайлова выяснила, что концепцию произведения Гаэтано Доницетти разрабатывал самостоятельно и очень тщательно. Составляя план либретто, он работал не только с библейскими текстами, но и с рядом других источников. «Доницетти руководствовался двумя типами источников. Первый связан с богословскими работами, раскрывающими содержательную сторону библейской истории. Это работы богослова XVII века Луи-Исаака Лементра де Саси, известного во всем мире благодаря переводу Библии на французский язык, труды французского аббата XVIII столетия Огюстена Кальме, который, помимо перевода священных текстов и комментариев к ним в 26 томах, написал «Священную Историю Ветхого и Нового Завета и иудеев», - рассказывает Олеся Сергеевна. – Второй тип источников связан с художественным осмыслением событий Великого потопа и, в частности, с личностными драмами отдельных героев, не получивших отражение в Библии. Здесь Доницетти упоминает имевшую в свое время огромный успех поэму Томаса Мура «Любовь ангелов», где центральной темой является любовь ангелов к земным женщинам, которая и послужила причиной Божественного Гнева и последующего наказания Потопом. Такая романтическая интерпретация библейской истории стала возможной из-за вызывающей споры 6-й главы Бытия, в которой рассказывается о браке сыновей Божьих и земных женщин, а также апокрифической «Книги Еноха». Однако, Доницетти отказался от данной сюжетной линии в своей опере и включил в нее лирические драмы земных людей, что было связано, вероятно, с жестким осуждением церковной цензурой указанных литературных произведений». По словам исследователей ИГН АлтГУ, наиболее близким по сюжету и выбору персонажей все же является указанная композитором трагедия «Потоп» (1788) оливетанского монаха-драматурга Франческо Рингьери, которому принадлежит множество драматических произведений на основе сюжетов Священного Писания. Именно на основе драмы Ф. Рингьери Г. Доницетти выстроил мифологическую сюжетную линию своей оперы, позаимствовав и имена некоторых героев. Кроме того, ряд исследователей говорят и о том, что композитор при составлении плана либретто оперы использовал знаменитую пьесу Джорджа Байрона «Небо и земля». «Лирическая драма, введенная композитором в оперу, находится в полном соответствии с жанром светского театрального сочинения, требующего конфликтной сценической драматургии, развивающейся через различные ситуации. Данная фантазия на тему гибели человечества, соотнесенная с подлинной библейской историей, естественно дополняет содержание конфликтного ветхозаветного события, воплощающего тему кары за грехи человечества. Поэтому ведущая роль в либреттной драматургии оперы принадлежит в соответствии с требованиями того времени религиозной концепции», - подытоживает Олеся Михайлова. «Оперы, основанные на ветхозаветных темах, при всем обилии музыковедческих исследований, посвященных воплощению библейской тематики в музыке, остаются наименее изученными произведениями в искусствоведческом плане. Конечно же, это очень богатый для исследовательского анализа материал, в котором ярко проявились принципы взаимодействия различных типов драмы, усложненной религиозно-философской концепцией, - подчеркивает научный руководитель проекта, директор ИГН АлтГУ, доктор искусствоведения, профессор Лариса Ивановна Нехвядович. – Особенность воссоздания библейской истории в опере начала XIX века заключается, прежде всего, в том, что здесь соединяются глобальные проблемы Священного Писания с традиционными качествами итальянской лирико-романтической оперы, что делает эти произведения не только многоплановыми, но и хорошо проработанными в плане общей драматургии и отдельных образов героев. Именно эта особенность, о которой и говорится в исследовании, на мой взгляд, способствует сохранению интереса к библейской опере XIX века и в наши дни». Остается добавить, что исследовательская работа ученых ИГН АлтГУ выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта No 22-28-00551 «Библейский историзм в западноевропейской и русской опере XIX века».
Контактное лицо: Алексей
Компания: Алтайский государственный университет
Добавлен: 22:27, 12.12.2022
Количество просмотров: 346
Страна: Россия
В России появился альянс разработчиков в сфере мониторинга, VolgaBlob, 01:14, 25.03.2025, Россия190 |  |
Инициаторами создания профессионального сообщества выступили российские вендоры «Монк Диджитал Лаб», VolgaBlob (разработчик продукта Smart Monitor), GMonit, НТЦ Веллинк, «Метрологические системы» и «Лаборатория Числитель». |
КриптоАРМ совместим с «АльтерОС 2025», ALMI Partner, 01:06, 25.03.2025, Россия181 |  |
Компания «Цифровые технологии» совместно со специалистами «АЛМИ Партнер» успешно завершили тестирование программ для электронной подписи и шифрования КриптоАРМ и КриптоАРМ ГОСТ в среде отечественной операционной системы «АльтерОС 2025». |
АО «НБИ» вошло в рейтинг крупнейших участников рынка заказной разработки ПО, Акционерное общество "Национальное бюро информатизации", 12:38, 22.03.2025, Россия255 |  |
АО «НБИ» вошло в рейтинг крупнейших участников рынка заказной разработки программного обеспечения в России, согласно данным интернет-портала и аналитического агентства TAdviser. Это признание подчеркивает наш высокий профессионализм и значительный вклад в развитие отечественной ИТ-индустрии. |
Мария Маркова, Linx: эпоха недоверия к облакам в России подходит к концу, Linx, 12:30, 22.03.2025, Россия88 |  |
В России завершается эпоха недоверия к облакам, крупные компании и даже госорганизации активно идут в облака, используя гибридные решения. Об этом заявила Мария Маркова, коммерческий директор Linx, провайдера облачных решений и услуг ЦОД, в ходе пленарного заседания крупнейшего облачного форума Cloud and Connectivity, состоявшегося 18 марта. |
Обновление SRM-системы «БФТ.Закупки»: маршрутизация, делегирование и согласование, БФТ-Холдинг, 12:30, 22.03.2025, Россия74 |  |
БФТ-Холдинг расширил функциональные возможности комплексной информационной системы организации процесса закупок «БФТ.Закупки». Обновления направлены на оптимизацию процессов маршрутизации, замещения и согласования документов, что позволит пользователям значительно повысить эффективность закупочной деятельности. |
CODDY становится партнером юбилейной акции компании "Победа", CODDY, 12:28, 22.03.2025, Россия60 |
В 2025 году магазин честных цен "Победа" празднует свое 10-летие и с 27 февраля по 16 апреля запускает масштабную юбилейную акцию с впечатляющими призами для участников. Школа программирования CODDY с гордостью объявляет о партнерстве в этой инициативе. |
|
 |