«Домашние деньги»: рынок микрофинансирования еще далек от насыщения
Компания «Домашние деньги», лидер российской отрасли микрофинансирования, подвела финансовые итоги 2013 года и провела анализ развития российского рынка микрофинансирования. В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности процентные доходы компании увеличились на 59% и составили 5 млрд рублей (3,1 млрд рублей в 2012 году). Одновременно с ростом процентного дохода компания снизила себестоимость бизнес-процессов – отношение управленческих расходов к процентному доходу в 2013 году снизилось до 42,6% (52,2% в 2012 году). Чистая прибыль компании «Домашние деньги» по МСФО за 2013 год увеличилась на 350 млн рублей. По оценкам компании, позитивные тенденции развития сектора не только сохранятся, но и будут усиливаться в течение последующих лет. По мнению аналитиков «Домашних денег», емкость российского рынка МФО оценивается в 350 млрд рублей. Этому способствует ряд факторов, в том числе законодательные изменения, которые уже вступили в силу и вступят летом 2014 года, инициированные регулятором и основными игроками рынка, заинтересованными в формировании цивилизованного рынка и единых стандартов работы. Упорядочение отрасли создаст хорошие перспективы для ее стабильного развития. Положительный эффект реформирования скажется на повышении прозрачности рынка и на улучшении условий обслуживания клиентов. За 2013 год количество МФО в России выросло в полтора раза и составило более 4 тысяч. В 2014 году количество компаний уменьшится, уйдут компании ввиду ужесточения законодательства, в 2015 году рынок ждет начало консолидации. Рынок МФО в России показывает уверенные темпы роста, увеличившись с 48 млрд рублей в 2012 году до 85 млрд рублей в 2013 году. Рост рынка МФО по итогам 2013 года составил 77% против 29% у банковской розницы и 15% по банковским кредитам МСБ. По оценкам компании, в 2014 году рост объема рынка МФО может составить 40% до 120 млрд рублей; в 2015 году – до 170 млрд рублей (среднегодовые темы роста рынка МФО в 2010-2015 гг. – 50%). Во многом активный темп роста сегмента связан с ростом спроса на услуги МФО, а также с замедлением активности банков в розничном сегменте. Помимо этого, в малых городах проникновение банковских услуг остается по-прежнему на низком уровне. По оценке участников микрофинансового рынка, около 70% микрозаймов выданы в малых городах и сельской местности. При этом 50% активов МФО составляет финансирование малых и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей. С учетом данных участников рынка, что у 52% экономически активного населения в России нет долгов, а соотношение среднего месячного дохода к тратам, направляющимся на обслуживание долга, в России составляет 17%, можно констатировать, что в России отсутствует закредитованность населения и в долгосрочной перспективе развитие розничного кредитования в России будет развиваться высокими темпами. Таким образом, можно обозначить следующие драйверы роста российского рынка микрофинансирования: 1. Значительная доля населения с доходами ниже среднего, для которой банковский кредит остается не доступным из-за высоких кредитных рисков и небольших сумм кредита. 2. Значительный потенциал рынка микрозаймов. 3. Более цивилизованные правила ведения бизнеса будут способствовать консолидации сектора и укреплению сильнейших участников рынка. 4. Ужесточение резервов и нормативов достаточности капитала для банков по высокорискованным кредитам. Что касается развития сектора микрофинансирования в других регионах, в 2014 году, по оценкам responsAbility Investments AG, рост рынка МФО в Восточной Европе составит 5%; в Центральной Азии рост рынка МФО составит – 15-20%. При этом в 2013 году наибольший рост сегмента наблюдался в Тропической Африке (57%), в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии (37%) и в Центральной Азии (32%). Насыщение данных рынков, по оценкам аналитиков, возможно лишь через 4-5 лет. «Мы видим растущий спрос на услуги микрофинансовых организаций. Можно с уверенностью сказать, что сектор МФО еще далек от насыщения. Проникновение банковских услуг в регионах еще недостаточное, в то время как потребность в небольших займах у населения достаточно велика. Каждый второй клиент нашей компании берет повторный займ на более выгодных условиях, – отметил Андрей Бахвалов, Главный исполнительный директор компании «Домашние деньги». – Наиболее востребованной услуга микрокредитования будет оставаться для малых городов с населением до 50 тысяч человек, именно там наша компания будет наращивать свое присутствие». К началу 2014 года компания работает в 52 регионах России. Для «Домашних денег» широкая региональная агентская сеть (418 городов, 2630 населенных пунктов) – ключевое преимущество, благодаря которому компания является лидером микрофинансирования и имеет возможность обслуживать большее количество клиентов. В 2014 году компания планирует увеличить агентскую сеть в полтора раза. __________________________________________________________ ООО «Домашние деньги» – ведущая российская организация в сфере микрофинансирования. Компания основана в 2007 году и уже 6 лет успешно удовлетворяет срочные финансовые потребности российских граждан, не имеющих доступа к банковским кредитным продуктам. Являясь самой крупной в сегменте микрозаймов физическим лицам, компания имеет долю рынка 35%. Компания «Домашние деньги» первой среди микрофинансовых организаций вышла на рынок публичных заимствований, разместив в мае 2012 года дебютный выпуск корпоративных облигаций. В мае 2013 года успешно пройдена первая оферта. Бумаги компании включены в котировальный список А2 и имеют признаваемую котировку. В октябре 2013 года компания вышла на рынок биржевых облигаций, успешно разместив выпуск бумаг серии БО-01 в количестве 500 штук номиналом 2 млн рублей в объеме 1 млрд рублей сроком обращения 3 года, и определила ставку первого и второго купонов в размере 19% годовых. Объем поданных заявок превысил 1,1 млрд рублей. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» 26 сентября 2013 года повысило рейтинг надежности компании по шкале МФО до уровня А++.mfi «Наивысший уровень надежности». Компания имеет аудированную отчетность по МСФО и РСБУ. Компания представлена в 52 регионах России. На сегодняшний день клиентами являются более 250 тыс. граждан в 6 федеральных округах, 418 городах, 2630 населенных пунктах. В компании работает свыше 5 тыс. сотрудников. «Домашние деньги» является частью группы компаний Adela Financial Retail Group, в которую также входят лидер рынка микрофинансирования для малого и микробизнеса ОАО «ФИНОТДЕЛ» и ведущее коллекторское агентство Sequoia Credit Consolidation. __________________________________________________________ Дополнительная информация для СМИ: София Абдразакова, руководитель Управления PR, e-mail: sabdrazakova@domadengi.ru, раб. тел.: +7 (495) 926-8403 доп. 4373, моб. тел.: +7 (906) 725-6395.
По итогам октября БПИФ рыночных финансовых инструментов «ФИНСТАР – Денежный рынок ПЛЮС» занял I место среди БПИФов денежного рынка по доходности в рублях и вошел в ТОП-5 всех фондов по доходности (по данным портала InvestFunds).
НПФ «БУДУЩЕЕ» опубликовал финансовую (бухгалтерскую) отчетность по итогам третьего квартала 2024 года. Согласно данным документа, активы под управлением фонда по состоянию на 30 сентября составили 294 млрд рублей, а совокупные обязательства - 266,5 млрд рублей.
Григорий Бурденко, генеральный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру», представил результаты второго исследования рынка МФО в области клиентской открытости на главном событии в отрасли микрокредитования — MFO Russia Forum.
После длительного отсутствия в медиа Андрей Фадеев рассказал в подкасте Александра Соколовского, как компания переживала заморозку торгов в 2022 году и как принималось решение об увольнении сразу 250 сотрудников.
Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» опросил 2,5 тысячи россиян и узнал, какая часть пользователей микрофинансовых услуг сталкивалась с мисселингом в 2024 году, а также изучил, как поменялось отношение клиентов к подключению дополнительных опций компаниями.
Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» провел опрос среди 3 тысяч россиян, чтобы выяснить, как те относятся к предложенным ограничениям в работе МФО Центробанком.
На форуме «Финополис», недавно завершившемся в Сочи, большой интерес участников вызвал стенд Т-банка, где предлагалось поучаствовать во фрод-рулетке и вступить в голосовой диалог с мошенниками.
Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» провел опрос среди 3 тысяч россиян, чтобы определить, на какие хобби и секции родители чаще всего направляют средства из семейного бюджета.
Неоднократное повышение ключевой ставки побуждает коммерческие банки предлагать клиентам вклады с рекордной доходностью, чтобы поддерживать уровень ликвидности и оставаться конкурентоспособными. Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» опросил 3 тысячи россиян и узнал, как те пользуются предложениями банков для сбережения своих средств.
«Выберу.ру» занял вторую строчку в рейтинге финансовых маркетплейсов за первое полугодие 2024 года по версии «Медиалогии», переместившись на одну строчку вверх по сравнению с результатами прошлого года и обогнав показатели ближайшего конкурента в 1,2 раза.