|
MoneyMan исследовал заемщиков компаний онлайн-кредитования
Сервис MoneyMan опубликовал исследование портрета клиента компании, результаты которого можно с большой долей вероятности экстраполировать на весь сегмент онлайн-займов.
Пол В отличие от офлайн-МФО больше займов в онлайн-компаниях получают мужчины. Перелом, причем довольно существенный, в пользу сильного пола произошел как раз в 2014 году – 54% против 49% в 2013 году.
Возраст В 2014 году среднестатистический заемщик онлайн МФО стал немного старше. Заемщиков в возрасте 41-50 лет стало на 2 п.п. больше в 2014 году, чем в 2013-м. (17% и 15% соответственно). Также увеличилось количество заемщиков старше 50 лет. Это общемировой тренд, согласно которому старшее поколение все активнее осваивает дистанционное кредитование, высокотехнологичные банковские услуги, телекоммуникационные услуги, в том числе, интернет. Образование Заемщики онлайн-кредиторов как правило не только моложе клиентов традиционных МФО, но и образованнее их. Если лишь 15-20% клиентов офлайн компаний имеют высшее образование, то владельцев дипломов об окончании вуза среди онлайн-заемщиков в 2014 году насчитывалось около 46%, что на два п.п. больше, чем в 2013 году. Примечательно, что неполное высшее образование имеют еще 16% клиентов компаний онлайн-кредитования. Не выше среднего образования имеют 30% заемщиков, что на 2 п.п. больше, чем в 2013 году. При этом среднее профессиональное образование имеют не менее 24% клиентов.
Семейное положение В 2014 году увеличилось количество несемейных заемщиков – на 2 п.п. до 44%. Также на один п.п. увеличилось заемщиков в браке до 40%.
Отметим, что количество заемщиков в разводе снизалось почти вдвое с 11% до 6%. При этом, на 50% выросла доля клиентов, проживающих вместе с партнером (или как говорили раньше «состоящие в гражданском браке»): в 2013 году 6%, в 2014 году 9%. В целом можно сказать, что доля одиноких заемщиков онлайн-МФО сократилась за год с 55% до 51%.
Дети Среди заемщиков MoneyMan по итогам 2014 года 54% людей, пока не имеющих детей. Количество таких заемщиков выросло на 3% по сравнению с 2013 годом.
Заемщиков онлайн-компаний, воспитывающих одного ребенка – 31% (в 2013 г. – 13%) С двумя детьми – 13% (в 2013 г. – 15%). Количество заемщиков с тремя детьми не изменилось – чуть менее 2% как в 2014 году, так и в 2013 году.
Примечательно, что воспитывающих больше трех детей среди заемщиков онлайн-МФО в 2014 году было 0,32%, а в 2013 году 0,46%.
Занятость В 2014 году значительно сократилось число заемщиков онлайн-МФО, находящихся в декретном отпуске, а также студентов и безработных 2% против 5% годом ранее. За счет этого увеличилась доля работающих заемщиков: наемный труд – 80% вместо 78%; самозанятость, ИП – 14% против 13% в 2013 году.
МФО снижают риски и все чаще отказывают в предоставлении займов слоям населения с нестабильным или неподтверждённым доходом.
Доходы 75% заемщиков онлайн МФО зарабатывают до 40 тыс. рублей в месяц. Треть клиентов (33%) имеют ежемесячный доход от 20 до 30 тыс. рублей.
Снижается доля клиентов с высоким доходом от 50 тыс. рублей в месяц с 14% в 2013 году до 11% в 2014 году. Также снизилась доля клиентов с доходом до 20 тыс. рублей. Это произошло в том числе за счет роста заработной платы населения в рублях.
Жилье 45% заемщиков онлайн-МФО имеют в собственности квартиру или дом (значительный рост по сравнению с 2013 годом – на 6 п.п.), 40% владеют долей жилья, т.е. чаще всего проживают с родителями. Количество таких заемщиков снизилось по сравнению с данными с 2013 года на 3 п.п.). Только 7% клиентов компаний, выдающий микрозаймы через интернет, арендуют жилье (снижение на 2 п.п. по сравнению с 2013 годом).
Таким образом, 85% заемщиков проживают в собственном жилье, что в целом снижает долговую нагрузку и, соответственно, риски невозвратов по займам, обеспечивая устойчивое качество кредитного портфеля онлайн-компаний.
Сфера деятельности Что касается рода занятий заемщиков, то 24% из них являются работниками торговли, 21% – бюджетники, военные и госслужащие, 13% – водители, строители и разнорабочие, 11% трудятся в сфере услуг. Примечательно, что для онлайн-МФО характерна большая доля сотрудников финансового и ИТ-секторов экономики в сравнении с традиционными микрофинансовыми организациями.
Значительное – на 6 п.п. (или более чем на 30%) – увеличение доли бюджетников говорит о том, что рынок предпочитает заемщиков со стабильным постоянным доходом, пытаясь снизить риски дефолтности. Также стоит обратить внимание на рост доли заемщиков, трудоустроенных в финансовом секторе, более чем на 80% за 2014 год.
Данный срез говорит о том, что все больше активных, финансово и технологически грамотных граждан России адекватно оценивают онлайн-кредитование и пользуются подобными услугами. Рынок дистанционных займов все больше склонен искать заемщика не только в сегменте subprime, но и нижнем банковском сегменте.
Регионы проживания заемщиков онлайн-МФО Бизнес модель компаний онлайн-кредитования позволяет осуществлять выдачу займа на всей территории России, вне зависимости от наличия офисов или агентской сети в том или ином регионе. Поэтому тезис о том, что данные онлайн-МФО по географии спроса на займы являются наиболее репрезентативными и объективными, достаточно справедлив.
Более 10% заемщиков MoneyMan 2014 года проживали в Москве, это на 1 п.п. больше, чем в 2013 году. И напротив, доля жителей Санкт-Петербурга в 2014 году снизилась до 3% с 4% в 2013 году. Онлайн-МФО первыми начали предоставлять услуги дистанционного кредитования жителям республики Крым после вхождения в состав Российской Федерации. Так, среди всех выданных MoneyMan займов в 2014 году на Крым и Севастополь, как отдельный субъект федерации, пришлось чуть менее 2% всех займов, профинансированных компанией.
Доля жителей Московской и Ленинградской областей – 6,5% и 1,5% соответственно. Среди федеральных округов по количеству профинансированных займов в 2014 году лидирует Центральный округ – 33%, за ним следует Приволжский федеральный округ – 17%. Далее Сибирский – 16%; Уральский – 11%; Северо-Западный – 9%; Южный – 7%; Дальневосточный – 3%; Северокавказский – 2% и Крымский ФО – 2%.
Типичный заемщик онлайн-МФО Если составить среднестатистический портрет заемщика онлайн сервисов кредитования в России, то это будет мужчина 29 лет с высшим образованием, холостой и пока не имеющий детей. Он трудится в сфере торговли и зарабатывает около 30 000 рублей в месяц. Имеет собственное жилье или долю жилья. Полное исследование доступно на сайте компании MonayMan http://moneyman.ru/about/press-center/moneyman-predstavil-portret-zaemshchika-onlajn-mfo
Контактное лицо: Дмитрий Горох
Компания: ООО Мани Мен
Добавлен: 15:21, 27.04.2015
Количество просмотров: 866
Страна: Россия
Фонд УК «Финстар Капитал» вошел в ТОП-5, Финстар Капитал, 02:38, 17.11.2024, Россия49 |
По итогам октября БПИФ рыночных финансовых инструментов «ФИНСТАР – Денежный рынок ПЛЮС» занял I место среди БПИФов денежного рынка по доходности в рублях и вошел в ТОП-5 всех фондов по доходности (по данным портала InvestFunds). |
В 2024 году количество опрошенных клиентов МФО, столкнувшихся с активным навязыванием допуслуг, сократилось на четверть, Выберу.ру, 02:57, 01.11.2024, Россия330 |
Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» опросил 2,5 тысячи россиян и узнал, какая часть пользователей микрофинансовых услуг сталкивалась с мисселингом в 2024 году, а также изучил, как поменялось отношение клиентов к подключению дополнительных опций компаниями. |
55% опрошенных россиян «перекладывают» сбережения из банка в банк под высокий процент, Выберу.ру, 04:13, 14.10.2024, Россия146 |
Неоднократное повышение ключевой ставки побуждает коммерческие банки предлагать клиентам вклады с рекордной доходностью, чтобы поддерживать уровень ликвидности и оставаться конкурентоспособными. Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» опросил 3 тысячи россиян и узнал, как те пользуются предложениями банков для сбережения своих средств. |
|
|