|
15 марта в Институте «Стрелка» прошел круглый стол «Профессии будущего»
В преддверии Московского международного салона образования в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» прошел круглый стол «Профессии будущего». Лучшие российские специалисты по анализу рынка труда, форсайта, рекрутинга и инновационного обучения обсудили вопросы профориентации и прогнозирования занятости.
Участниками круглого стола стали: Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, Алена Владимирская, хедхантер, основатель проекта «Антирабство», куратор кластера «Профориентация» на Салоне образования, Алексей Гусев, руководитель службы мониторинга инновационной инфраструктуры ОАО «РВК», Ольга Полищук, исполнительный директор Института «Стрелка» и руководитель онлайн-школы городских предпринимателей Vector, Дмитрий Волошин, директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group, Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий», Александр Чулок, заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, Алексей Серебряков, президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», научный сотрудник МГУ, Андрей Елисеев, главный редактор портала Работа.ру, Александр Ларьяновский, директор по бизнес-развитию Skyeng и Павел Лебедев, руководитель направления исследований Superjob. Модератором дискуссии выступила журналист, директор по внешним связям проекта «Сноб» Ксения Чудинова. Одним из основных моментов, звучавших в ходе дискуссии, стал вопрос – а кто же должен формировать заказ на новые актуальные профессии? Государство, бизнес, вузы, сами абитуриенты? По словам Вениамина Каганова, роль государства заключается, в первую очередь, в создании условий для плодотворного сотрудничества бизнеса и школ, что в итоге приведет к получению достойного образования. Кроме того, особое значение придается дополнительному образованию, которое позволяет более гибко реагировать на изменения, происходящие на рынке труда. По мнению Вениамина Каганова, прогнозирование профессий будущего – это сфера совместных действий вузов и корпораций. Кроме того, «в обществе не хватает и ответственности самого ребенка, и родителей за будущее семьи, которые, зачастую, полагаются сначала на школу, потом на вуз, потом на работодателя». На этот счет мнения экспертов разделились. Дмитрий Судаков полагает, что сегодня первенство в формировании запроса на профессии будущего должно быть у крупных компаний, которые составляют свой прогноз на специалистов, исходя из собственной стратегии развития и должны доносить его до сферы образования. Дмитрий Волошин, напротив, считает, что главная роль у вузов, именно они должны прогнозировать запросы бизнеса исходя из моделирования состояния рынка на несколько лет вперед. Алена Владимирская отметила, что зачастую сегодня крупные компании обращаются за помощью к хэдхантерам в прогнозировании своих потребностей в специалистах будущего. Вузы действительно мало инвестируют в исследования профессий будущего, к этому добавляется «проклятие родителей», которые программируют детей на профессии прошлого: «Иди бухгалтером – это верный кусок хлеба». Такая ситуация может в отдаленной перспективе привести к безработице. «Народная» профориентация зачастую сводится к результатам ЕГЭ – по каким предметам ребенок удачно сдал экзамен, в той области и будет учиться. В качестве альтернативы такому неосознанному подходу Алексей Серебряков предложил развивать систему профориентационных лагерей, мотивационные тренинги для школьников и активнее работать с родителями, показывая им, что через 5-10 лет наиболее востребованными специалистами будут, например, инженеры и IT специалисты, а не экономисты и юристы. «Сегодня, в условиях возросшей конкуренции на рынке труда, доля вакансий, в которых предлагают работу начинающим специалистам, сократилась с 17 % до 12%, и до 60% этих вакансий приходится на долю ритейла», – говорит Андрей Елисеев. В хорошие годы нормальной ситуацией на рынке считалось соотношение, когда на одну вакансию, опубликованную в месяц, приходилось 1,5-3 резюме, то сейчас –5-6 резюме на одну вакансию. Павел Лебедев добавил, что, по данным опросов, люди до сих пор ориентируются на уважаемые «советские» профессии медиков и инженеров, но 14% населения уже признают потенциал сферы IT. И этот тренд необходимо усилить. Необходимо делать ставку на две формы обучения: фундаментальное образование в государственных вузах и краткосрочные частные программы. Если за первым признаются высокое качество, но оторванность от бизнес-реалий, то вторые, напротив, максимально быстро реагируют на запросы рынка. По мнению Александра Ларьяновского и государственные вузы, и коммерческие школы должны действовать как бизнес, удовлетворяющий потребности своих учеников. И здесь главное верно определить эти потребности. «Иногда экспериментальные школы, которые сначала могут не вызывать доверия, просто потому что, их не с чем сравнивать, выращивают гораздо более качественный человеческий капитал, чем те школы, которые гордятся только своими методами», – замечает Ольга Полищук. Ведь сегодня образование должно не просто давать готовые знания на лекциях, но формировать те самые компетенции через практику и эксперимент, само быть экспериментом. А профессионалам будущего необходимо быть готовыми к постоянному образованию. В этом случае никакие потрясения рынка труда им будут не страшны. Эксперты также обсудили, можно ли вообще верить прогнозам на 2020-2035 годы. Например, Алексей Гусев считает, что прогнозы не должны быть основанием для слепой веры и для снятия ответственности за будущую карьерную траекторию. «Прогнозы и форсайты не должны создавать иллюзию, что мы восстановим госплан или распределение. Они выполняют другую важную функцию: информация о технологических изменениях помогает людям привить культуру мыслить о будущем, немножко поменять точку зрения на возможное будущее». Сегодня специалисты в прогнозировании будущего пользуются, в основном, методами форсайта. «Форсайт – это формирование будущего, это не попытка его угадать,– объясняет заместитель директора Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок. Такие методы не просто описывают, что будет, а проектируют это самое будущее вместе с людьми, его создающими: менеджерами в образовании, представителями власти, родителями и работодателями, – и получают разные сценарии, в зависимости от того, как будут действовать эти участники. Такой подход дает более надежные результаты. В заключении Вениамин Каганов предложил развить дискуссию на площадке Салона образования и договориться о конкретных проектах образовательных стартапов и партнерских программах, чьи идеи был озвучены на круглом столе. Московский международный салон образования, организованный Министерством образования и науки РФ, пройдет с 13 по 16 апреля 2016 года в 75 павильоне ВДНХ. Салон станет площадкой для знакомства с лучшими практиками и новыми трендами в образовании, платформой для генерации новых идей и обсуждения новых планов. Одной из основных площадок на Салоне образования станет кластер «Профессии будущего», посвященный новому современному подходу к профориентации. Куратором площадки выступила Алена Владимирская.
Контактное лицо: Денис Аль-Юсифи
Компания: Московский международный салон образования
Добавлен: 09:37, 20.03.2016
Количество просмотров: 690
Страна: Россия
В России выберут лучшие школы, колледжи и вузы по цифровым коммуникациям, НьюМен, 03:03, 17.11.2024, Россия74 |
Московский международный салон образования (ММСО) начинает сбор заявок от школ, вузов и колледжей на всероссийскую ежегодную «Премию года» среди образовательных организаций на лучшие проекты по цифровым коммуникациям. Результаты конкурса будут подведены в середине декабря. Торжественная церемония награждения победителей ежегодной премии состоится 19 декабря 2024 года в Москве. |
Завершился Всероссийский конкурс «Я — конструктор будущего», Башкортостанское РО ООО "СоюзМаш России", 03:00, 17.11.2024, Россия77 |
Завершился Всероссийский конкурс «Я — конструктор будущего», в котором ученицы Ассоциированной школы Союза машиностроителей России № 3 Ульяна Наумова и Дарья Инчикова заняли второе место с проектом «Моделирование и запуск ракеты». |
Выбери победителя, Альянс СОНКО, 02:52, 17.11.2024, Россия52 | |
Стартовало открытое голосование за участников конкурса «Голос Жизни»! |
|
|