|
Рынок розничного кредитования: цель — улучшение качества при замедлении роста
Прошлый год был сложным для всего банковского сектора. Экономические проблемы, в первую очередь низкая цена нефти на мировых рынках, ослабление рубля, снижение реальных доходов населения — все это определило ухудшение финансового положения клиентов, повлекшее за собой и снижение качества кредитных портфелей банков.
Темпы розничного кредитования продолжили резкое снижение: банки стали тщательнее подходить к выбору заемщиков. Надежных клиентов становится все меньше, что приводит к ужесточению условий кредитования, и это касается не только ставок на рынке, но и ужесточения требований к кредитным историям, к доходам клиентов, к наличию действующих кредитов.
В итоге рост розничного кредитования в 2014 году составил лишь 13,8% после 28,7% годом ранее. Более того, если говорить про необеспеченные ссуды, то есть про сегмент потребкредитования в целом, в том числе кредитные карты, то их объем увеличился только на 8,9% по итогам прошедшего года.
В этой связи крайне важно рассмотреть состояние розничного сектора на примере одного из его лидеров — ХКФ Банка, который в конце прошлой недели опубликовал отчетность по МСФО за 2014 год.
Результаты отчетности обусловлены сложившейся конъюнктурой рынка. Банк еще до начала 2014 года принял решение ужесточить условия выдачи кредитов, тем самым значительно снизил объем новых займов, стараясь постепенно улучшить качество кредитного портфеля. Между тем общие негативные тенденции 2014 года так или иначе сказались на всех участниках рынка.
Именно по вышеизложенным причинам мы увидели снижение кредитного портфеля у ХКФ Банка: наибольшее падение продемонстрировал сегмент кредитов наличными и POS-кредитов, предоставляемых в торговых точках. Здесь портфели уменьшились за год на 14,8% и 16,7% соответственно. При этом стоит отметить, что доля кредитных карт, как ключевого продукта будущего, напротив увеличась. Задолженность по этому сегменту выросла на 8,66%. В целом логично предположить, что, несмотря на кризисную макроэкономическую ситуацию, именно сегмент кредитных карт будет прогрессировать в среднесрочной перспективе. Это обусловлено удобством инструмента для клиентов.
При этом практически пропорционально снижению кредитного портфеля сократился и объем депозитов. Нельзя оценивать этот процесс как негативный. Когда банк снижает темпы выдачи ссуд и объем кредитного портфеля в целом, столь же высокий объем депозитной базы ему просто не нужен, так как лишние средства клиентов приводят к дополнительным издержкам.
На этом фоне по итогам года ХКФ Банк получил чистый убыток в 4,5 млрд руб., однако в последнем квартале 2014 года кредитной организации удалось существенно улучшить некоторые показатели. Во-первых, убыток за первые девять месяцев составил 4,2 млрд руб. Таким образом, в 4-м квартале удалось замедлить данную тенденцию. Во-вторых, доля просроченной задолженности свыше 90 дней за год выросла с 11,7% до 15,6%. Здесь чисто математический расчет: если снижается общий портфель (в случае Банка Хоум Кредит — почти на 30%), доля просрочки растет даже при ее незмененном объеме. Несмотря на это, в 4-м квартале зафиксировано улучшение по этому показателю, поскольку за девять месяцев прошлого года показатель был на уровне в 16,8%. В-третьих, банк может порадовать приемлемым уровнем достаточности капитала Н1, который достиг 14,95% к 1 января 2015 года, что значительно превышает среднее значение в 12,5% по всему банковскому сектору на аналогичную дату. С большой долей уверенности можно предположить, что положительные тенденции найдут свое продолжение в течение 1-го полугодия текущего года.
Подчеркнем, что перед розничными банками, в том числе перед ХКФ Банком, в этом году стоит много сложных задач, среди которых снижение издержек, улучшение качества кредитного портфеля, поиск новых качественных заемщиков и новых продуктовых ниш. Задачи вполне решаемы при постепенном улучшении конъюнктуры на российском рынке.
Контактное лицо: Михаил Кузьмин
Компания: ИнвестКафе
Добавлен: 13:06, 18.03.2015
Количество просмотров: 714
Страна: Россия
Российский бизнес стал заранее планировать командировки, Цифровая платформа для организации командировок и управления расходами Ракета, 04:24, 11.11.2024, Россия537 |
Российский бизнес стал заранее планировать командировки – глубина бронирования тревел-услуг увеличилась. Такие данные приводят эксперты цифровой платформы для организации командировок и управления расходами Ракета. |
Серия вебинаров «Check-up бизнеса», Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», 05:50, 06.10.2024, Россия801 |
Знаковое событие осени для бизнес-сообщества! Старт серии обучающих мероприятий по самым злободневным проблемам и вызовам рынка
В сентябре - ноябре 2024 г. команда экспертов АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» проведет серию онлайн-вебинаров и видеотрансляций под общей тематикой «Check-up бизнеса». Ближайшее событие состоится 24 сентября. Участие во всех мероприятиях бесплатное. |
B2B-маркетплейс «на_полке» проводит ребрендинг и обновление платформы, Маркетплейс "на_полке", 17:20, 25.08.2024, Россия160 |
B2B-маркетплейс оптовых закупок «на_полке» обновляет фирменный стиль, что станет очередным этапом перезапуска всего проекта, начавшегося в 2023 году. Новое визуальное воплощение платформы символизирует не только ее функциональные особенности, но и ярко отражает миссию компании и ее место на рынке. |
XXVIII слет предпринимателей CLUB 500, CLUB 500, 07:41, 28.07.2024, Россия327 |
21-23 июля в Сочи на Красной поляне состоялся XXVIII слет предпринимателей CLUB 500. В нем приняли участие более 500 резидентов — крупных предпринимателей из разных городов России и мира. Все участники — основатели компаний, лидеры в своих нишах. |
«Бигам» начал продажу виброплит SNIRREX, «Бигам», 02:38, 22.04.2024, Россия549 |
В сети инструментов и техники стартовали продажи вибрационных плит бренда Snirrex. Оборудование предназначено для уплотнения грунта, щебня, песка, гравия, асфальта, тротуарной плитки. |
|
|