 |
Современная архитектура: государство, медиа, общество
На конференции, в которой приняли участие архитекторы, журналисты, урбанисты, представители городской власти, были подведены архитектурные итоги года, озвучены ключевые тренды развития Москвы, а также вопросы поддержки и продвижения современной архитектуры.
«Город как медиа» Участники дискуссии, рассуждая об архитектурном бренде Москвы, его ключевыми характеристиками назвали многообразие, контрастность и динамичность. Москва - это город, который продолжает писать свою историю, не замирает, не объявляет себя памятником и не боится меняться. По мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, «если в городе много исторических памятников, то это говорит о его богатом и интересном прошлом, но, если город остановился и законсервировался, это свидетельствует о его не очень интересном, скучном будущем. Очень важно, что Москва всегда находится в потоке динамичного развития и этот поток привлекателен как для горожан, так и для туристов». Сегодня Москва интересна тем, как современность входит в историю, интегрируется в историческое пространство, как это случилось, например, с ГЭС-2, где есть все: и река, и Дом на набережной, и полуразрушенная церковь, и промышленное здание, ставшее пространством культуры.
“Город - это самая правдивая история страны, это летопись, из которой можно понять все раны, компромиссы, сложности и противоречия, которые возникали в разное время, - отметил основатель бюро Speech архитектор Сергей Чобан. – Потребности современного общества настолько возросли, а вместе с ними и экологические проблемы, что ближайшее будущее будет посвящено размышлениям о том, как не навредить окружающей нас среде, чтобы не уничтожить ее окончательно. Этот вызов приходится принимать всем, в том числе и архитекторам, и это повлияет на развитие и облик городов в очень большой степени”.
Архитектура и медиа Эксперты сошлись на том, что социальный аспект архитектуры для формирования городского бренда сегодня гораздо более важен, чем наличие элитных кварталов, построенных по проектам звездных архитекторов. Важно, есть ли у города обратная связь с жителями, чувствуют ли они себя героями городской мизансцены. Генеральный директор агентства "Правила общения" Юлия Зинкевич отметила, что как бы ни была хороша архитектура, если она не взаимодействует с жителями, то она перестает звучать. И наоборот, проявляется, если она общедоступна. Архитектура интересует людей по большей части в утилитарном смысле, а в широком информационном поле проявляется только в двух случаях: когда возникает негативная повестка или при наличии громкого, звездного проекта. Сами же архитекторы иронично называют себя сложно говорящими людьми в черном и признают, что залог успешной коммуникации - это современный и максимально понятный широкой публике язык. На сессиях о PR в архитектуре и работе архитектурных медиа были рассмотрены самые разные форматы презентации архитектуры широкой публике: от фестивальной активности до музейных экспозиций, от публикаций в СМИ до архитектурных экскурсий, ведения подкастов и телеграм-каналов. Ксения Ламшина, директор Радио «Культура» отметила важность привлечения туристов и вовлечения жителей в городские активности и события, как, например, на фестивалях в Выксе, Альметьевске, Сатке. Айрат Багаутдинов, основатель проекта «Москва глазами инженера», отметил важность постоянного присутствия архитектуры в публичном поле с различными информационными поводами и возможность более тесного знакомства с объектами архитектуры. Немецкий архитектор Филипп Мойзер рассказал о своем опыте издания архитектурных путеводителей и о важности погружения в контекст на примере типовых московских домов из фильма «Ирония судьбы». Участники дискуссии о новых медиа согласились с тем, что в программу профессионального обучения необходимо включать азы public relations и искусство самопрезентации. Михаил Бейлин из бюро Citizenstudio порекомендовал молодым архитекторам не бояться отправлять публикации в журналы: «Везде нужно участвовать и не стесняться отправлять свои работы в СМИ и на конкурсы - это единственный и быстрый способ донести до публики свои проекты. Если работа действительно интересная, ее опубликуют, большинство медиа открыты для нового, а архитектору важно, чтобы его творчество видели». Архитектор Валерий Лизунов из ArchPoint рассказал об особенностях продвижения архитектуры через работу с селебрити и создание селфи-точек в интерьерах и общественных пространствах, а Кирилл Губернаторов из бюро megabudka: - о ведении авторского телеграм-канала об архитектуре.
В рамках темы о государственной поддержке архитектуры участники попытались найти грань между творческим процессом, государственными нормативами и интересами заказчиков и ту степень регулирования, которая необходима для создания этого баланса.
«Право на голос» Другой аспект взаимодействия государства, жителей и архитекторов был затронут на сессии про соучаствующее проектирование. Это взаимодействие эффективно только при условии активного и открытого участия всех заинтересованных сторон – муниципалитетов, проектировщиков и горожан. Ильяс Гильманов, главный архитектор проектов Legato Sports Architecture рассказал о своем опыте проектирования открывшегося в Казани экстрим-парка «Урам», созданного совместно с городским спортивным сообществом: «К проектированию привлекли группу молодежи, которая инициировала эти процессы. Они сами пробовали оборудование, тестировали, исправляли ошибки. И сегодня дирекция парка – это активисты, которые начинали и писали петиции. Это позволяет им разговаривать со спортивным сообществом на их языке. У парка высокая заполняемость без вложений в рекламу и раскрутку. В сообществе все люди знают друг друга и через сарафанное радио вовлеченность больше, чем при работе профессиональных PR-агентств». Свои примеры работы с городскими скверами и дворами показали архитекторы бюро Orchestra Design и «Дружба», отметив важность постоянного итерационного взаимодействия всех сторон процесса – заказчиков, строителей, проектировщиков, жителей, городских сообществ и также проработку сценариев использования благоустроенной территории и сопровождение проекта после его сдачи в эксплуатацию.
Илья Токарев, Агентство Стратегических Инициатив: «Что сегодня отпугивает участников процесса, пытающихся привлечь жителей? Отсутствие базового доверия между инициаторами процесса и горожанами. Залогом конструктивного диалога является то, что ты не предлагаешь готовый проект и не спрашиваешь, что они хотят, а вместе с людьми постепенно визуализируешь их желания и поэтапно согласуешь это задание». Это очень кропотливая работа, и сегодня для того, чтобы масштабировать опыт точечного совместного проектирования в городах, создаются Центры компетенций, которые берут на себя функции по организации диалога между всеми сторонами процесса.
Архитектурные итоги 2021 года В рамках конференции «Комфортный город» были обнародованы итоги исследования, проведенного по заказу Москомархитектуры компанией Citymakers о наиболее значимых проектах и событиях уходящего года в архитектурно-градостроительной сфере. Топ-5 мировых и московских тенденций, событий и проектов, выбранных в результате опроса, обсудили архитекторы и урбанисты на сессии.
В ТОП-5 мировых событий вошли выставка Expo-2020, Венецианская архитектурная биеннале, конференция ООН по изменению климата (COP26), вручение Притцкеровской премии архитекторам Анн Лакатон и Жану-Филиппу Вассалю и World Architecture Festival.
В ТОП-5 московских событий вошли выбор проекта бюро SANAA для реконструкции павильона «Шестигранник» в Парке Горького, конкурс «Облик реновации», выбор бюро Zaha Hadid Architects для квартала Union Park, выставка «Арх Москва 2021» и конкурс «Южный порт».
ТОП-5 московских проектов составили ГЭС-2, кинотеатр «Художественный», площадь Павелецкого вокзала, парк «Яуза», новые станции БКЛ Московского метрополитена.
ТОП-5 концепций, способствующих продвижению проектов: 15-минутный город, пешеходная инфраструктура и безопасность движения, город-парк, городское здоровье, умный город.
В исследовании Citymakers четко выделились три основные тенденции, которые можно обозначить как редевелопмент, здоровье, ответственность. А одно из ключевых понятий, часто звучавших в ходе опроса - человекоцентричность. Эта ориентация на конкретного человека сменяет популярное несколько лет назад понятие «третье место», как точку сбора людей вне дома и работы».
Также эксперты отметили высокий мировой запрос на социальную справедливость, проблемы нехватки дешевого жилья и тренд на эффективное использование городского пространства, важность доступности сервисов, транспорта, мероприятий, общественных пространств для всех групп горожан.
«Комфортный город» — серия мероприятий, организованных Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы и инициированных главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым. Программной дирекцией этого года выступает коммуникационное агентство «Правила общения». Все мероприятия объединены единой целью — выявить пул наиболее актуальных проблем и интересных тенденций в градостроительной сфере столицы и обсудить их с профессиональным сообществом.
Контактное лицо: Lena Kulikova
Компания: Москомархитектура
Добавлен: 23:15, 26.12.2021
Количество просмотров: 898
Страна: Россия
| Москва, рожай с Co-lab No Stress!, Co-lab No Stress, 20:53, 23.12.2025, Россия255 |  |
| С 20 по 21 декабря в Москве прошёл традиционный форум “Москва, рожай!” Производитель косметики и биоактивных добавок Co-lab No Stress стал участником мероприятия. |
| Бизнес-дипломатия в новой экономической реальности, ООО «БИЗНЕС-ДИАЛОГ МЕДИА», 20:31, 13.12.2025, Россия91 |  |
| 8 декабря в Москве прошла презентация книги «Дружественный диалог. Бизнес-дипломатия в новой экономической реальности», где собраны интервью экспертов и лидеров бизнеса о развитии международного сотрудничества и поддержке экономики России. |
| Вьетнам принял Дни Москвы, Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы, 23:03, 09.12.2025, Россия179 |  |
| Дни Москвы состоялись во Вьетнаме с 30 ноября по 3 декабря. Мероприятия прошли в городах Ханое и Хошимине. Организатором выступил Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). Дни Москвы включали как деловые мероприятия, так и культурную программу. |
| Представитель РВИО объяснил роль историков в создании видеоигр, Московская международная неделя видеоигр, 21:14, 08.12.2025, Россия115 |
| Тема достоверности становится все более чувствительной по мере роста популярности исторических и околореалистичных проектов и требует грамотного подхода в разработке видеоигр. Такое мнение выразил руководитель специальных проектов Российского военно-исторического общества (РВИО) Константин Куранов на первой Московской международной неделе видеоигр. |
| Эксперт из Чили: «У российской игровой индустрии большой экспортный потенциал», Московская международная неделя видеоигр, 21:11, 08.12.2025, Россия139 |
| Расширение экспорта отечественных видеоигр — одно из ключевых условий развития российской игровой индустрии. На какие рынки строит обратить внимание российским студиям, обсудили участники сессии «Глобальна по праву рождения. Точки роста международного бизнеса российских видеоигровых компаний», которая состоялась в рамках деловой программы первой Московской международной недели видеоигр. |
| Организаторы турниров рассказали о развитии киберспорта в России, Московская международная неделя видеоигр, 21:10, 08.12.2025, Россия153 |
| Важнейшая роль российских киберспортсменов в международных соревнованиях ставит высокую планку для развития этого направления в России, но для этого есть ряд препятствий, связанных с глобальной санкционной политикой и географическими особенностями страны. Такое мнение высказал ряд экспертов в рамках профильной сессии на первой Московской международной неделе видеоигр. |
| Эксперт объяснил отношение разработчиков к внутриигровым событиям, Московская международная неделя видеоигр, 21:09, 08.12.2025, Россия127 |
| Разработчикам необходимо по-разному оценивать внутриигровые события в зависимости от их цели — одни должны приносить выручку, другие обеспечивать приток и рост аудитории. Об этом заявил операционный директор студии «Клокворк Драккар» Максим Николаев на сессии «Аналитика в геймдеве: какие метрики действительно важны» на первой Московской международной неделе видеоигр. |
|
 |